- Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с:
— Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
— СанПиН 2.4.4.3172–14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41;
— учетом положений Концепции развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р (далее – Концепция)
— Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
— Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении рекомендаций»
— Уставом МБУ ДО «Дом творчества Кыринского района» (далее – Устав).
1.2. Данное положение устанавливает порядок деятельности МБУ ДО «Дом творчества Кыринского района (далее -Учреждение) по разработке и утверждению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, реализуемых в Учреждении.
- Понятия, основания проектирования и реализации, принципы построения.
2.1. Организация дополнительного образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам (ФЗ ст. 23, п. 3).
2.2. Дополнительная общеобразовательная программа, в соответствии с современным законодательством, представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), комплекс организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (ФЗ ст. 2, п. 9).
2.3. К дополнительным общеобразовательным программам относятся дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы (ФЗ ст. 12, п. 4).
2.4. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы для детей и взрослых направлены на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (ФЗ ст. 2, п. 14), самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательной организацией, осуществляющей образовательную деятельность (ФЗ ст. 12, п. 5).
2.5. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы для детей и взрослых должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей и взрослых (ФЗ ст.75, п.1). К освоению дополнительных общеразвивающих программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы (ФЗ ст.75, п.3). В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения могут участвовать совместно с несовершеннолетними учащимися их родители (законные представители) без включения в основной состав (Порядок, п.15).
2.6. Дополнительная общеразвивающая программа должна быть построена на принципах конкретности, точности, логичности, реальности; иметь официально-деловой стиль изложения с элементами научного, что предполагает использование современной педагогической терминологии; иметь оптимальный объем, не перегруженный излишней информацией.
2.7. Проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных программ должны строиться на следующих основаниях (Концепция, р.IV):
-свобода выбора образовательных программ и режима их освоения;
-соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей;
-вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ;
-разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ;
-модульность содержания образовательных программ, возможность взаимозачета результатов;
-ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;
-творческий и продуктивный характер образовательных программ;
-открытый и сетевой характер реализации.
- Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
3.1. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа является нормативным документом, содержащим максимально полную информацию о дополнительном образовании, предлагаемом детям и взрослым; имеющим конкретизированные образовательные цель и задачи, фиксируемые, диагностируемые и оцениваемые образовательные результаты.
3.2. Содержание дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и сроки обучения определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной Учреждением.
3.3. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются в пространстве, не ограниченном образовательными стандартами, так как в дополнительном образовании федеральные государственные образовательные стандарты не предусматриваются (ФЗ ст.2, п.14).
3.4. Образовательная деятельность Учреждения по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам направлена на:
– формирование и развитие творческих способностей учащихся;
— удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом и интеллектуальном развитии;
— формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
— обеспечения духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;
— выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
— профессиональную ориентацию;
— создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;
— социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
— формирование общей культуры учащихся;
— удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
(Устав, р. 2.2.).
- Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы включает:
- комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты);
- комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации.
Структурный блок | Элементы содержания структурного блока |
I. Титульный лист программы | первая страница, предваряющая текст программы и служащая источником библиографической информации, необходимой для идентификации документа:
· наименование вышестоящих органов образования, которым подчинено Учреждение, наименование Учреждения, гриф утверждения программы (с указанием Ф. И. О. руководителя Учреждения, даты и номера приказа); · наименование вида программы (дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ____направленности); · название программы (отражающее ее содержание); · возраст учащихся; · срок ее реализации; · Ф. И. О. и должности разработчика(ов) программы, населённый пункт и год ее разработки/переработки). |
II. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы | |
1. Пояснительная записка:
|
· Цель и задачи программы (цель — это стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат; должна быть конкретна, перспективна, реальна, значима;
задачи — это те конкретные результаты реализации программы, суммарным выражением которых и является поставленная цель.) · направленность (профиль) программы — техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая; · актуальность программы — своевременность, современность предлагаемой программы; · отличительные особенности программы — характерные свойства, отличающие программу от других аналогичных; отличительные черты, основные идеи, которые придают программе своеобразие; · адресат программы — примерный портрет учащегося, для которого будет актуальным обучение по программе: -пол, возраст детей, участвующих в освоении программы; -степень сформированности интересов и мотивации к данной предметной области; -наличие базовых знаний по определенным предметам; -наличие специальных способностей в данной предметной области; -наличие определенной физической и практической подготовки по направлению программы; -физическое здоровье детей (наличие/отсутствие противопоказаний); · срок освоения программы — определяется содержанием программы — количество недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения; · объем программы — общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы; · режим занятий — периодичность и продолжительность занятий; · формы обучения (очная, заочная, очно-заочная) и виды занятий (беседы, лекции, практические занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, дистанционные занятия и др.). |
2. Содержание:
|
· учебный план содержит название разделов и тем программы, количество теоретических и практических часов;
· содержание учебного плана — это реферативное описание разделов и тем программы в последовательности, заданной учебным планом, включающее описание теоретической и практической частей, форм контроля, соответствующих каждой теме. |
3. Планируемые результаты | совокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств, компетенций (предметных, личностных, метапредметных результатов), приобретаемых учащимися при освоении программы по ее завершении; формулируются с учетом цели и содержания программы. Предметные, метапредметные и личностные результаты образования определены в Концепции ( р. IV):
-предметные результаты содержат в себе систему основных элементов знаний, которая формируется через освоение учебного материала, и систему формируемых действий, которые преломляются через специфику предмета и направлены на их применение и преобразование; могут включать теоретические знания и практические умения, предусмотренные программой; -метапредметные результаты означают усвоенные учащимися способы деятельности, применяемые ими как в рамках образовательного процесса, так и при решении реальных жизненных ситуаций; могут быть представлены в виде совокупности способов универсальных учебных действий и коммуникативных навыков, которые обеспечивают способность учащихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений; -личностные результаты включают готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению, самореализации, самосовершенствовании, уровень притязаний, самооценка, эмоциональное отношение к достижению, волевые усилия |
III. Комплекс организационно-педагогических условий: | |
1. Календарный учебный график | составная часть образовательной программы, являющейся комплексом основных характеристик образования; определяет (ч. 9 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ):
· количество учебных недель и количество учебных дней; · продолжительность каникул, даты начала и окончания учебных периодов/этапов; · составляется для каждой группы и является обязательным приложением к дополнительной общеобразовательной программе. |
2. Условия реализации программы | реальная и доступная совокупность условий реализации программы: помещения, площадки, оборудование, приборы, информационные ресурсы. |
3. Формы аттестации | разрабатываются для определения результативности усвоения образовательной программы, отражают цель и задачи программы:
· зачет, контрольная работа; · творческая работа; · выставка, конкурс, фестиваль художественно-прикладного творчества, отчетные выставки, отчетные концерты, открытые занятия, вернисажи и т. д. |
4. Оценочные материалы | пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов. (сборники упражнений, игр, заданий, тестов, анкет; индивидуальные задания; материалы для анализа, исследования и др.). Оценка образовательных результатов учащихся по дополнительной общеразвивающей программе должна носить вариативный характер (Концепция, р. I). Инструменты оценки достижений учащихся должны способствовать росту их самооценки и познавательных интересов, диагностировать мотивацию достижений личности (Концепция, р. III).
|
5. Методические материалы | обеспечение программы методическими видами продукции:
· указание тематики и формы методических материалов по программе (пособия, разработки, рекомендации, дидактический материал и др.); · описание используемых методик и технологий, включающее современные педагогические и информационно-коммуникационные технологии, групповые и индивидуальные методы обучения. |
6. Рабочие программы (модули) курсов, дисциплин | составляются для модульных, интегрированных, комплексных программ (ч. 9 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ).
|
7. Индивидуальный(ые) учебный(ые) план(ы), если это предусмотрено локальными документами Учреждения (ч. 23 ст. 2, ч. 3 ст. 34 Федерального закона № 273-ФЗ). | Составляется в соответствии с локальным актом «Порядок обучения по индивидуальному учебному плану» для детей с особыми образовательными потребностями как дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа или её составная вариативная часть |
IV. Список литературы | Список литературы может быть составлен для разных участников образовательного процесса — педагогов, учащихся. Он оформляется в соответствии с требованиями к оформлению библиографических ссылок
· основная и дополнительная учебная литература (учебные пособия, сборники упражнений, контрольных заданий, тестов, практических работ и практикумов, хрестоматии); · справочные пособия (словари, справочники); · наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы); · рекомендуемые интернет-ресурсы. |
V. Приложения к программе | К программе могут быть добавлены приложения различного характера:
— иллюстративный материал по тематике занятий; -словарь специальных терминов с пояснениями; — контрольные вопросы и задания; — конспекты, описание занятий; — технологические карты; — готовые изделия, образцы; — материалы тестирования; — памятки для родителей; — методические разработки для организации индивидуальной работы с обучающимися; — сценарии творческих мероприятий; — диагностические материалы; — видео- и аудиозаписи, фотоматериалы; — электронные ресурсы и др |
5.Разработка, согласование и утверждение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
5.1 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разрабатывается педагогом дополнительного образования самостоятельно.
5.2 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа рассматривается на заседании Педагогического совета Учреждения
5.3 Прошедшая экспертизу программа утверждается приказом директора.
5.4 Утверждение дополнительной общеразвивающей образовательной программы ее коррекция производится до 1 сентября текущего года.
5.5 Коррективы в программу вносятся с учетом результатов мониторинга полноты и качества реализации программы, последних изменений в законодательстве, новых нормативных актов и документов.
5.6 Внесенные изменения и дополнения в программе проходят процедуру рассмотрения, и утверждения аналогичную указанной в п.5.2, 5.3.
5.7 Тексты изменений на отдельных листах подшиваются к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.
Технические требования к оформлению текста:
- Шрифт: Times New Roman, размер шрифта — 14, положение на странице — по ширине текста.
- Поля — по 2 см со всех сторон.
- Междустрочный интервал — 1.
- Абзац — 1, 25.
- При ссылках на литературу в тексте указываются фамилии авторов и год издания (в круглых скобках); например, Кузнецов (1999), или Smith (2003), или Petrov, Johnson (1997). При цитировании источник указывается в круглых скобках после кавычек, с указанием страниц, например, «Институты-это «правила игры» в обществе» (Норт, 1997, с. 17).
- Оформление сносок: нумерация — автоматическая, с нарастающей нумерацией до конца текста статьи; шрифт — Times New Roman, размер — 10, положение текста на странице по ширине текста; в случае цитирования части книги или статьи указывают необходимые страницы.
- Оформление таблиц: каждая таблица должна быть пронумерована и иметь заголовок; номер таблицы и заголовок размещаются над таблицей; номер оформляется как «Таблица 1», шрифт — Times New Roman, курсив, размер — 12, положение текста на странице по правому краю; заголовок размещается на следующей строке, шрифт — Times New Roman, размер — 12, положение текста на странице по центру.
- Оформление графических материалов: графические объекты должны быть в виде рисунка или сгруппированных объектов; не должны выходить за пределы полей страницы и превышать одну страницу; каждый объект должен быть пронумерован и иметь заголовок.
Номер объекта и заголовок размещаются под объектом. Номер оформляется как «Рисунок 1», шрифт — Times New Roman, курсив, размер — 10, положение текста на странице по левому краю. Далее следует название — шрифт-Times New Roman, размер — 10.
- Список литературы оформляется шрифтом Times New Roman, размер
шрифта — 14, полужирный, положение по левому краю страницы. Список литературы оформляется как общий список без нумерации по алфавиту.
Можно предусмотреть разделы; сначала указываются официальные документы (законы, постановления, указы), затем русскоязычные источники, потом иностранные, и в завершении — электронные ресурсы.
ПРИЛОЖЕНИЯ
(Образцы оформления структурных элементов)
Приложение 1
Образец оформления титульного листа
Комитет образования АМР «Кыринский район»
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Дом творчества Кыринского района»
Принята на заседании Педагогического совета
от «»__» ______________ 20__ г. Протокол N _____
|
Утверждаю: Директор МБУ ДО «Дом творчества Кыринского района»
___________Казанцева Е.В. «__» ________20__ г.
|
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности
«Умелые ручки»
Возраст обучающихся: 6 — 7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Михайлова Лариса Викторовна, педагог
дополнительного образования
Кыра, 2017г
Приложение 2
ОФОРМЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
N п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
ОФОРМЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Раздел 1. Общая физическая подготовка (ОФП)
Теория: Понятие ОФП. Функции ОФП. Практика: Освоение навыков физической подготовки: бег по прямой, бег приставными шагами, бег с высоко поднятыми коленями, челночный бег, кувырки вперед и назад, приседания на месте, прыжки вверх и др. Эстафета. Спортивные игры. |
Приложение3
ОФОРМЛЕНИЕ КАЛЕНДАРНОГО УЧЕБНОГО ГРАФИКА
Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Кол-во учебных недель | Кол-во дней | Кол-во часов | Режим занятий
(количество и продолжительность занятий в неделю (с учетом рекомендаций, определенных в Приложении № 3 к СанПиН 2.4.4.3172-14). |
||
1
2 3 |
|
или: